16 век.гродно.старая карта.гародня.старая мапа.старый план.гродна.план города.гродны.old plan.grodno.stara mapa.grodna.city map.hrodno.antique plan.hrodna | Karty.by
25
Июл

Гродно.План.Гравюра.1568

   Автор: administrator    Категория: 13-16 века, города

В правом верхнем углу гравюры дан объяснительный текст: «Истинное изображение города Гродно в Литве. Там его польское королевское величество держало сейм и туда же приехали нижепоименованные посольства, во-первых, Великого князя Московского, в числе 1200 человек, очень великолепно одетых, потом посольство Турецкое, Татарское и Валахское, и были приняты в поле особыми на то назначенными от вышеупомянутого королевского величества лицами, каждое посольство в особом месте… А что тут нарисовано, то произошло в июле 1567 г. Нарисовано сначала Гансом Адельгаузером, а потом награвировано в настоящем своем виде Матвеем Цюндталь гражданином Нюренбергским в 1568 г.».

Предполагают, что сцена на первом плане гравюры изображает первую встречу поляков с русским посольством во главе с Ф. И. Колычевым, прибывшим в 1567 г. в Гродно для переговоров о перемирии, выдаче князя Курбского и пропуске русских купцов через ВКЛ и Польшу в Царьград.

Город Гродно, один из древнейших белорусских городов, возник на высоком холме, в том месте, где Городничанка впадает в Неман. В 1183 г. город сгорел, причем известно, что к этому времени в нем уже были каменные храмы. Очевидно, это были Коложская и «нижняя» церковь Старого замка, обнаруженная во время раскопок 1932—1939 гг. Деревянный Старый замок и город были вновь сожжены и превращены в развалины монголами в 1241 г. Вскоре после этого литовским князем Миндовгом был построен каменный Старый замок. Гродно и его укрепления неоднократно разрушались и тевтонскими рыцарями. Нападения на город прекратились только после Грюнвальдской битвы. В середине XVI в. Старый замок был уже лишь небольшой частью города.

Город Гродно изображен на гравюре с заречной стороны и развернут перед зрителем своим главным фасадом. На рисунке хорошо видны основные части города — Старый и Новый замки, расположенные на высоких холмах над Неманом, а также окруженное церквами место центрального рынка, от которого идет улица к мосту. Справа и ближе к зрителю тянутся вдоль берега нижний посад и Занеманский пригород, или форштадт, где и разыгрывается изображенная на гравюре сцена посольской встречи.

Старый замок — первооснова Гродно — показан на гравюре еще во всей мощи своих крепостных сооружений, с высокими каменными стенами и башнями, с мостом, соединяющим его с территорией Нового замка. Старый замок в Гродно во второй половине XVI в. был еще главным, ведущим архитектурным комплексом города.

Территория Нового замка, на которой впоследствии, в середине XVIII в., был выстроен огромный дворец для сейма, показана на гравюре огороженной крепостными стенами, в большинстве своем каменными, а частично и деревянными. Часть стен Нового замка была уже разрушена, а башни не показаны вовсе. Одна из построек Нового замка с высокой кровлей и многочисленными пристройками выделяется своей величиной и высотой.

В самом городе, в верхней его части, господствуют над остальными постройками комплекс церквей и здание ратуши, расположенные вокруг торговой площади. Недалеко от рынка находился монастырь с шатровым храмом, выездной башней и отдельно стоящей звонницей. В целом эти здания определяли архитектурный характер посадской части города. Улица, ведущая от рынка к мосту, была самой оживленной. На гравюре на ней показан непрерывный поток пешеходов, всадников и повозок. Въезд на мост охранялся большой каменной башней.

Композиционным центром нижней части города был круглый храм Креста, судя по рисунку, одно из интереснейших сооружений города. К сожалению, от храма – оригинального произведения белорусского зодчества – не осталось и следа. На гравюре 1568 г. показаны и разнообразные типы жилых зданий феодального белорусского города.

Характерной чертой всей жилой застройки Гродно XVI в. было строительство на высоких погребах или подклетах. Благодаря этому жилые помещения размещались на высоте второго этажа. Этот принцип, судя по гравюре, был всеобщим и не зависел от величины дома или достатка его владельца. Высокие погреба служили, вероятно, складскими помещениями или использовались для домашнего скота. Не случайно хозяйственных построек на рисунке нигде не видно.

Наиболее простой и распространенный тип жилого дома представлял собой в плане простой прямоугольник с входом с короткой стороны, с двумя-четырьмя окнами над входной дверью.

На большинстве таких домов показаны дымовые трубы. Следовательно, тот период, когда жилой дом отапливался «по-черному», для Гродно остался уже позади. Эти здания в большинстве не имеют около себя свободных участков и построены довольно скученно, примыкая иногда одно к другому. В подобного рода домах жили городские ремесленники и другие беднейшие слои городского населения.

Дома зажиточных горожан изображены на гравюре в левом нижнем углу. Их объемно-пространственная композиция более сложна, разнообразна. Огороженные участки домов расположены отдельными небольшими группами. К зданиям нередко примыкают постройки и навесы. Помимо высокого подклета, дома имеют два жилых этажа и нередко мансарду. Жилые дома богатых слоев городского населения достигают иногда высоты трех этажей. Некоторые из них – каркасные. Так, несомненно, каркасная, типа фахверка, конструкция одного из трех жилых домов, расположенных на первом плане гравюры.

Общий архитектурно-художественный облик Гродно XVI в. сложен и контрастен. Ведущими в архитектурном образе города были комплексы Старого и Нового замков, где сосредоточивались крепостные сооружения, дворцы и наиболее богатые жилые дома. Эти комплексы отделялись от остального города крепостными сооружениями и глубокими оврагами. Для силуэта города и его общего облика имели большое значение культовые здания, особенно расположенные у рынка и городской ратуши. Как показывает гравюра, жилые дома верхнего и нижнего посадов составляли общий фон городского пейзажа.

Информация с сайта www.harodnia.com

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru

Теги: , , , , ,

Эта запись опубликована Понедельник, Июль 25th, 2011 в 14:17 и находиться в категории: 13-16 века, города. Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Комментирование и прочие функции закрыты.

Один комментарий

Ліцвін
 1 

Предполагают, что сцена на первом плане гравюры изображает первую встречу поляков с русским посольством во главе с Ф. И. Колычевым, прибывшим в 1567 г. в Гродно для переговоров о перемирии, выдаче князя Курбского и пропуске русских купцов через Польшу в Царьград.
Гродна быў часткаю ВКЛ,а не Польшчы. Якія тут палякі?Мяжа з Польшчай была ў 16 ст. 90км на Захад!

Март 18th, 2014 at 12:14